«Мусорные» художники
Кто сказал, что художники всегда используют лишь традиционные материалы в своем творчестве? Современное искусство ломает все барьеры. Творцы прекрасного выходят на улицы и помогают...утилизировать мусор. Может быть, Вы один из них?
Немного истории
Мусорное искусство берет свое начало в 20-х годах прошлого столетия. Именно тогда Курту Швиттерсу пришло в голову заменить краски трамвайными билетиками и крышками от консервных банок. Уже тогда новое и непонятное, мусорное искусство побуждало людей смотреть на мир иначе.
В 60-х годах того же столетия Миммо Ротелла, известный итальянский художник, сидя у себя в мастерской и рассматривая красочные афиши, висевшие на доме напротив, решил, что современному искусству срочно нужно обновление. По ночам он срывал афиши со стен и использовал маленькие обрывки вместо красок. Так появился направление, получившее название «деколлаж». Немногим позже, Ротелла решает не творить принципиально новое из своего нового материала, а рассматривать уличную афишу вместе с надписями случайных прохожих, как нечто почти законченное, чему он, как художник может лишь добавить новые штрихи. Новая идея собирает вокруг себя единомышленников, которые отныне именуют себя «афишисты».
Арман (настоящее имя Фернандес Арман Пьер) продвинулся дальше и изобрел жанр «мусорных ящиков». По его представлению, об обществе лучше всего расскажет мусор, который выбрасывается. Его инсталляции представляют собой плоский ящик, заполненный всем, что воссоздаст портрет конкретного пользователя.
Мексиканская трагедия
Прекрасное побережье Карибского моря просто погибает от мусора в районе... заповедника! Именно к этой вопиющей трагедии в заповеднике Сиан-Каан, который находится в Мексике, решил привлечь внимание фотограф Алехандро Дюран серией своих снимков «Washed Up».
Бесчисленное количество часов потратил Дюран на собирание вдоль побережья мусора и сортировки его по цветовой гамме и видам. Как результат – впечатляющие фотографии, которые, остается надеяться, заставят задуматься о необходимости очистки биосферного заповедника не только чиновников, но и туристов, выбрасывающих тонны мусора в море.
Кольцо с мусорным мешочком – аксессуар или защита природы?
Дизайнер Анна Кардим тоже не осталась в стороне от проблемы утилизации мусора и создала уникальное украшение. Garbage pin (в переводе – «брошь для мусора») − серебряное колечко (размерами 4,5х2х3 см) с небольшим мусорным мешочком. Анна предлагает складывать в него весь мусор, который скапливается в течение дня, тем самым призванное привлечь модниц к сохранению окружающей среды. Колечко получается эксклюзивным – мусор, находящийся в нем точно так же индивидуален, как и тот, что заполняет коробки Армана.
Отечественные «мусорные» художники
В своих картинах петербургский архитектор Игорь Иванов использует вместо красок элементы старой бытовой техники: компьютеры, холодильники, телевизоры. Основным призывом своего творчества он считает уменьшение мусора на планете. По его словам, сейчас для творческих людей настало время оглянуться по сторонам и выбрать материалы для своих творений из подручного материала, тем самым, делая шаг к сохранению окружающей среды.
От трамвайных билетиков к искусству
Сейчас «мусорное искусство» получило название "трэш-арт", объединив в себе все творческие замыслы, где задействованы использованные вещи. В некотором роде, это протест против правил – художники показывают каждому пример как из «ничего» можно сделать «всё».
Как и многие новые направления, трэш-арт встретил свою волну критики и негатива. Противники данной идеи в один голос утверждают, что мусор так и останется мусором, что бы с ним не делали. Однако нужно обратить внимание и на то, что современное мусорное искусство задается целью не только поражать публику, но и привлекать внимание к острым экологическим и социальным проблемам. Художники считают, что то, что они делают, усилит внимание людей к проблеме загрязнения окружающей среды намного сильнее, чем таблички «не мусорить».